Родители пожаловались на большую нагрузку в школах.
Как отмечает Евгения Матвеева – эксперт Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС – одним из наиболее обсуждаемых вопросов, на ежегодном Общероссийском родительском собрании, которое прошло в Москве, было обсуждение необходимости выполнения домашнего задания в школах. Родители, присутствующие на собрании, обратили внимание на проблему перегруженности детей: совмещать уроки, творческие занятия, спортивные секции и выполнение домашних заданий становится всё сложнее. Министр просвещения Сергей Кравцов, возглавлявший собрание, ответил, что отмена домашнего задания в российских школах не планируется, несмотря на неоднократные предложения по этому поводу.
Кравцов подчеркнул, что домашняя работа играет важную роль в образовательном процессе. Она помогает закреплять материал, изученный на уроках, и подготовиться к дальнейшему усвоению знаний. Министр отметил, что полный отказ от домашних заданий может привести к снижению качества образования, поскольку материал, усвоенный в классе, требует повторения и самостоятельного анализа. Домашняя работа позволяет углубить понимание пройденного, а также формирует у школьников важные навыки самоорганизации и планирования времени. Он признал, что проблема перегрузки существует, и в Министерстве просвещения уже работают над её решением. Одним из шагов в этом направлении станет создание тематических календарных планов по каждому предмету. Эти документы помогут сбалансировать учебные нагрузки и распределить задания таким образом, чтобы они не перегружали школьников. Кравцов сообщил, что уже в этом году будет утверждён план по каждому предмету, который четко регламентирует время, необходимое для изучения каждой темы. В качестве примера он привел уже действующие планы по истории, которые в скором времени будут расширены и на другие предметы. Календарное планирование, как пояснил министр, позволит сделать домашние задания более структурированными и прогнозируемыми. Родители смогут заранее знать, сколько времени их детям потребуется для выполнения домашних заданий, а учителя смогут планировать уроки так, чтобы дети не перегружались. Это решение должно снизить стресс у школьников и родителей, поскольку учебный процесс станет более прозрачным и организованным.
Кравцов также напомнил, что предложение об отмене домашних заданий уже обсуждалось в России в прошлом, и были выдвинуты идеи о возможной отмене этого элемента учебного процесса. Однако такие предложения вызвали серьёзные споры среди педагогов и родителей. Многие эксперты посчитали, что отмена домашних заданий может негативно сказаться на качестве обучения, особенно в старших классах, где ученики готовятся к ЕГЭ и поступлению в вузы. Кравцов отметил, что без закрепления материала дома учащиеся могут испытывать трудности с усвоением знаний, что в долгосрочной перспективе может ухудшить образовательные результаты.
На собрании также обсуждалось, как сделать домашние задания более интересными и полезными для детей. Кравцов подчеркнул, что учебные задания должны быть направлены не только на механическое запоминание фактов, но и на развитие творческих и аналитических способностей школьников. Важно, чтобы ученики видели смысл в том, что они делают дома, и могли применять полученные знания на практике. Одной из целей реформы домашнего задания станет создание заданий, которые помогут развивать у детей навыки критического мышления и решения практических задач. Министр призвал школы и учителей к более тесному взаимодействию с родителями. Важно, чтобы родители понимали цели домашних заданий и могли помочь своим детям в их выполнении, не делая задания за них, а создавая условия для самостоятельного выполнения. В этом контексте Кравцов отметил значимость Всероссийского родительского комитета, который будет создан для содействия взаимодействию между школами и родителями. Комитет сможет стать важной площадкой для обсуждения вопросов, касающихся домашних заданий и общей организации учебного процесса.
В конечном итоге, как отметил министр, ключевая задача — это найти баланс между учебной нагрузкой и временем на отдых, увлечения и развитие школьников вне школы. Важно создать такую систему, которая позволит детям не только получать качественные знания, но и иметь время на личные интересы и хобби, а также полноценное общение с семьей.