Цифровая экономика нуждается в непрерывном инженерном образовании

По данным Министерства высшего образования и науки РФ, российские вузы ежегодно выпускают порядка 250 тысяч специалистов инженерного профиля по разным направлениям. При этом не более 50 тысяч из них приступают к работе на высокотехнологичных предприятиях. Промышленные предприятия, в свою очередь, говорят о дефиците квалифицированных кадров.

В числе причин подобного дисбаланса называют снижение эффективности традиционных образовательных подходов и стремительное развитие наукоемких мультидисциплинарных технологий, которые появляются и изменяются гораздо быстрее, чем длится обучение инженера в рамках традиционной образовательной парадигмы.

Вносит свою лепту и глобальная конкуренция, обусловленная глобальной цифровизацией науки и экономики.

Современный специалист должен обладать не только фундаментальными знаниями, но и способностью за короткий срок осваивать передовые технологии, чтобы сохранять свою квалификацию и конкурентоспособность на рынке труда. Для этого специалистам нужна соответствующая система образования, которая будет предоставлять им необходимую поддержку, поскольку решать задачу по развитию квалификации исключительно за счет личных усилий и ресурсов может быть затруднительно.

Динамичная среда требует динамичных решений для инженерного образования. Таким решением может быть формирование системы непрерывного инженерного образования. 

Текущая модель послевузовского профессионального образования предполагает повышение квалификации один раз в пять лет. Возраст этой модели составляет более полувека. Темпы развития технологий с тех пор существенно выросли, поэтому подобный подход устарел и морально, и на практическом уровне.

При этом повышение квалификации работников оплачивает работодатель, стремящийся сократить расходы. В итоге повышение квалификации проходят только те специалисты, которые обязаны это делать согласно требованиям законодательства. Всё это приводит к постепенному снижению среднего профессионального уровня инженеров, поскольку повышение квалификации проходят менее 5% от общего количества работающих инженеров.

Система непрерывного профессионального образования, в отличие от традиционного подхода, предполагает, что все специалисты ежегодно обновляют свои знания. Сам процесс обновления знаний состоит как из прослушивания лекционного материала, так и из участия в отраслевых мероприятиях, круглых столах, конференциях и тому подобных проектах.

Модель непрерывного инженерного образования состоит из нескольких уровней: организатор системы, учебные заведения, организаторы образовательных мероприятий, специалисты.

Организатор системы дополнительного образования отвечает за ведение реестров образовательных программ и образовательных мероприятий и привлекает для оценки качества проводимых мероприятий и уровня образовательных программ экспертную комиссию. Экспертная комиссия также оценивает уровень квалификации самих учебных учреждений на предмет проведения обучения и итоговой аттестации на повышение квалификации.

Лицензированные учебные заведения, как государственные, так и негосударственные, разрабатывают учебные программы, учитывающие при допуске специалиста к итоговой аттестации объем зачетных единиц, полученных за участие в образовательных мероприятиях.

Организаторы образовательных мероприятий – отраслевые и межотраслевые общественные организации, проводящие мероприятия для повышения профессионального уровня инженерных специалистов.

Специалист – инженер, формирующий и осваивающий индивидуальный учебный план повышения квалификации. Специалист ежегодно на протяжении пятилетнего периода должен осваивать обязательную теоретическую часть программы непрерывного повышения квалификации, то есть лекционный материал, охватывающий изменения в законодательстве, нормативно-технической и профильной технологической части. Также моделью предусмотрена практическая часть – участие в аккредитованных конференциях, круглых столах, семинарах.

Общее количество зачетных единиц за прохождение учебной программы определяется учебным заведением. При этом количество зачетных единиц за участие в образовательных мероприятиях не должно превышать определенной доли от общего количества зачетных единиц, например, не больше половины.

К концу пятилетнего периода специалист должен набрать определенное пороговое количество зачетных единиц за обязательную теоретическую подготовку и практическую часть. В этом случае он допускается до итоговой аттестации. Пройдя итоговую аттестацию, специалист получит удостоверение о повышении квалификации.

Конкретные варианты реализации непрерывного образования могут иметь свои особенности и нюансы. Основная идея заключается в постоянном и регулярном обучении всех специалистов, в плавном и своевременном обновлении профессиональных навыков и знаний.

Генеральный директор

АНО ДПО «Дистанция»

Мурзинцева Екатерина Александровна

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *