Минстрой представил общую Стратегию развития стройотрасли и ЖКХ

Минстрой России представил проект объединенной Стратегии развития строительной отрасли и ЖКХ РФ до 2030 года. После двух неудачных попыток утверждения проект Стратегии был доработан рабочей группой под руководством первого заместителя министра Ирека Файзуллина. 

Стратегия призвана консолидировать усилия участников градостроительной деятельности и сферы ЖКХ, включая органы государственной и муниципальной власти, организаций, предприятий, физических лиц, осуществляющих деятельность по созданию, сохранению, улучшению и утилизации зданий и сооружений, ресурсоснабжающих организаций, лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, региональных операторов капитального ремонта многоквартирных домов, собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах и жилых домов, отраслевых ассоциаций и иных профессиональных и общественных объединений по созданию благоприятных условий для реализации целей и задач Российской Федерации в строительной отрасли и сфере ЖКХ. 

Стратегия учитывает результаты реализации Стратегии развития промышленности строительных материалов на период до 2020 года и дальнейшую перспективу до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 мая 2016 г. № 868-р, и Стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 января 2016 г. № 80-р (далее — предыдущие Стратегии).

Главным принципом, который положен в основу Стратегии, является ориентированность на гражданина, повышение его удовлетворенности условиями жизни и деятельности в части, которая может быть обеспечена путем развития строительной отрасли и сферы ЖКХ.

К 2024 году, согласно Стратегии, доля удовлетворенных жилищными условиями и услугами россиян должна составить не менее 60%, к 2030 году — не менее 70%.

Приоритетом Стратегии является повышение обеспеченности населения жильем, улучшение жилищных условий населения и качества городской среды, повышение качества и объемов строительных работ, повышение технологической и ценовой доступности, качества и надежности жилищно- коммунальных услуг для населения, повышение энергетической эффективности и уровня технологического развития и цифровизации строительной отрасли и жилищно-коммунальной сферы, повышения объема инвестиций в основной капитал.

Стратегией устанавливается ряд задач, которые должны быть реализованы для успешного достижения целей Стратегии. В число таких задач входят, в частности, повышение эффективности градостроительной подготовки и создание условий для развития комфортной городской среды.

Для повышения эффективности градостроительной подготовки планируется реализация следующих мероприятий: формирование эффективных механизмов вовлечения гражданского общества в подготовку и реализацию градостроительной документации; проведение мониторинга изменений характеристик пространственной структуры территории в результате реализации предлагаемой градостроительной политики, нормативных требований и реализации мероприятий, направленных на достижение стратегических социально-экономических целей.

А для создания условий для развития комфортной городской среды: увеличение объемов жилищного строительства в рамках комплексного освоения новых территорий, а также комплексного устойчивого развития застроенных территорий; формирование компактной сомасштабной человеку квартальной жилой среды, включающей комфортные дворовые пространства, стоянки для автомобилей и объекты социальной инфраструктуры в пешей доступности; реализация направлений стратегии с учетом критериев Индекса качества городской среды; продвижение и рекомендация стандартов благоустройства для населенных пунктов, комплексная реализация мероприятий по благоустройству общественных и дворовых территорий; сохранение и развитие ландшафтных пространств населенных пунктов (от формирования «зеленого» каркаса городов до локальных общественных пространств); вовлечение граждан, предпринимателей, экспертных сообществ и других заинтересованных групп в комплексные проекты по развитию жилищного фонда, коммунальной инфраструктуры и городской среды; привлечение внебюджетных средств для комплексных проектов развития жилищного фонда, коммунальной инфраструктуры и городской среды; разработка и актуализация нормативно-правовой, нормативной, методической документации в области благоустройства.

Также в стратегии упоминается задача по развитию экспериментального и типового проектирования, для решения которой предлагаются следующие меры: введение понятия «типовое проектное решение», разработка типовых проектов и проектных решений на основе успешных пилотных проектов, создание реестра типовых проектов и наполнение библиотеки типовых проектных решений; формирование нормативно-правовой, организационно­ административной и программно-технической инфраструктуры для развития типового проектирования; совершенствование и упрощение механизма экспертизы типовых проектов, создание механизма экспертизы типовых технических и проектных решений; расширение практики масштабного использования типовых проектов и проектных решений в строительной отрасли и сфере ЖКХ; восстановление системы экспериментального проектирования и строительства; разработка системы мониторинга, отбора и поддержки перспективных разработок, в том числе в части «Умных» (интеллектуальных) технологий в ЖКХ и управлении городским хозяйством.

В дополнение к ней – задача по развитию нормативного обеспечения строительной отрасли, со следующим списком мероприятий: актуализация существующих нормативных правовых и технических документов в отрасли строительства, включая сферу типового проектирования, и сфере ЖКХ, направленных на создание условий развития применения передовых технологий; доработка Федеральных законов № 223-ФЗ и № 44-ФЗ в части сокращения доминирования ценового фактора и усиления приоритета стоимости и эффектов в течение жизненного цикла объектов, продукции; переход от жесткого предписывающего метода нормирования на гибкий функционально-ориентированный метод путем введения документов обязательного применения — строительных норм, устанавливающих эксплуатационные требования к объекту нормирования в виде задач; создание федерального реестра нормативных документов в строительстве, позволяющего участникам строительного процесса получить достоверную и точную информацию обо всех документах, применяемых в строительстве; сокращение сроков внедрения передовых технологий и материалов (безопасных и эффективных), гармонизация нормативно-технических документов с учетом лучших мировых практик, актуализация НТД для внедрения передовых технологий; развитие экономической интеграции рынка строительных услуг, формирование взаимосогласованной системы нормативных документов в строительстве, гармонизированной с международными стандартами, документами ЕАЭС; переход к управлению жизненным циклом объекта; развитие нормативной базы, регламентирующей методики комплексной технической оценки различного рода зданий и сооружений на всех этапах жизненного цикла объектов, с точки зрения обоснования инвестиций, прогноза особенностей эксплуатации (в том числе обоснование эксплуатационных затрат), текущего контроля и объективной оценки сроков ликвидации.

Для обеспечения перехода на проектирование, строительство и эксплуатацию объектов строительства с применением технологий информационного моделирования в Стратегии предложены следующие инициативы: учет в нормативно-правовых актах, регламентирующих выполнение контрольно-надзорных мероприятий и проведение экспертизы проектной документации, возможности применения технологии информационного регулирования в проектировании, строительстве и эксплуатации объектов; формирование нормативной базы описания здания и сооружения в государственной информационной системе, определение возможности и порядка формирования технического плана в рамках информационного моделирования объекта капитального строительства, создание и обновление общедоступного классификатора строительной информации; разработка, актуализация и внедрение профессиональных стандартов, направленных на формирование у специалистов, занятых в сфере архитектурно-строительного проектирования и строительства, знаний и умений в сфере технологий информационного моделирования; установление при заключении государственных и муниципальных контрактов возможности учета затрат на применение информационного моделирования при определении сметной стоимости объектов капитального строительства; стимулирование масштабного использования технологий информационного моделирования при разработке типовых проектных решений.

Эта задача тесно увязана со стимулированием применения новых технологий и создания продуктов в соответствии с новыми технологиями. По данному пункту стратегии предусматривается: поддержка внедрения современных технологий в целях освоения производства инновационной продукт щи, отвечающей более высоким качественным стандартам и экономичности производств; стимулирование внедрения новых строительных технологий; стимулирование производств, имеющих современную технологическую базу, компетенции и высокий экспортный потенциал, а также модернизация существующих предприятий; переход на проектирование и инженерные изыскания с различным уровнем детализации (LOD) проекта в зависимости от вида объекта капитального строительства, стадии его жизненного цикла.

Отдельно в рамках Стратегии обозначена задача по развитию института саморегулируемых организаций в отрасли строительства. Она включает в себя следующие пункты: повышение значимости и ответственности специалистов в области строительства, проектировании и инженерных изысканий отрасли, создание системы отслеживания квалификации с целью мотивации к вертикальной и горизонтальной мобильности, а также стимулирование специализации субъектов предпринимательства в строительной сфере; поэтапный переход от саморегулирования организаций к саморегулированию специалистов; разработка и реализация программ развития систем и институтов саморегулирования, в том числе национальных объединений с целью создания эффективных отраслевых институтов гражданского общества; создание единого информационного ресурса (реестра), содержащего сведения о членах саморегулируемых организаций, об обязательствах по договорам подряда, заключенным членами всех саморегулируемых организаций; интеграция сведений такого реестра и национального реестра специалистов; повышение открытости деятельности саморегулируемых организаций.

Как отмечает генеральный директор СРО Ассоциации «Э.С.П.» Дмитрий Мурзинцев: «Реализация Стратегии позволит улучшить жилищные условия миллионов жителей, повысить качество городской среды и городского хозяйства по всей стране. И в реализации этих задач высока роль проектной отрасли, что в явном виде отражено в Стратегии. В ней заложено развитие проектирования, внедрение новых технологий и совершенствование саморегулирования в строительной отрасли». 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *