В законодательство о закупках внесены изменения, связанные с пандемией

Ситуация, сложившая в связи с пандемией коронавируса, потребовала от государства реализовать ряд мер для повышения эффективности функционирования системы осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд. Для этого Государственной Думой Российской Федерации были приняты изменения в Федеральный закон о контрактной системе. Кроме того, по вопросам, касающимся функционирования системы закупок, высказался Конституционный Суд Российской Федерации.

Первый пакет поправок упростил порядок проведения закупок. Так, до 31 декабря 2020 г. при осуществлении закупок у субъектов малого предпринимательства заказчики вправе не требовать от таких организаций обеспечения исполнения контрактов и гарантийных обязательств (ст.112 Федерального закона № 44-ФЗ дополнена новой ч.64). Исключением являются контракты, предусматривающие выплату аванса. 

Также суммы начисленных неустоек (штрафов, пеней) в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения контрактов в 2020 году подлежат списанию в особом порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 2018 г. №783.

А в случае, если контрактом предусмотрены этапы его исполнения, сумма неустойки (штрафа, пени) будет исчисляться не от цены всего контракта, а от цены соответствующего отдельного этапа исполнения контракта.

Кроме того, в 2020 году допускается изменение срока и цены контракта, невозможность исполнения которого обусловлена распространением новой коронавирусной инфекции. При этом необходимо иметь письменное обоснование такого изменения и решение высшего органа исполнительной власти или местной администрации, а поставщик должен предоставить обеспечение исполнения такого контракта в части новых обязательств, не обеспеченных ранее предоставленным обеспечением. В отдельных случаях размер обеспечения может быть уменьшен.

Отдельного внимания заслуживают поправки, относящие непосредственно к строительству. В положения ч. 55 и 57 ст. 112 Федерального закона «О контрактной системе» были внесены существенные изменения.

Теперь особый порядок осуществления закупок и исполнения контрактов на создание объектов капитального строительства распространяется не только на объекты, возводимые в рамках национальных проектов. Правительство России, высшие исполнительные органы власти субъектов РФ, а также местные администрации могут сформировать новые перечни таких объектов до 1 января 2024 г.

В случае, если объект капитального строительства включен в такой специальный перечень и его создание будет осуществляться в особом порядке, предметом контракта может быть одновременно подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства. В этом случае можно закупать любое, предусмотренное проектной документацией оборудование, необходимое для обеспечения эксплуатации объекта, а не только медицинское оборудование, как это было установлено ранее.

Второй пакет поправок был реализован в рамках Федерального закона от 04.04.2020 № 107-ФЗ «О внесении изменений в статью 112 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Он предусматривает, что до 31 декабря 2020 года заказчики, уполномоченные органы и учреждения вправе осуществлять закупки, в том числе оборудования и техники, работ по выполнению инженерных изысканий, архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции, капитальному и текущему ремонту, сносу объектов капитального строительства (включая автодороги), работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, или осуществлять выбор способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в порядке, который согласован с уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. При этом расчеты по контрактам, заключаемым по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), подлежат казначейскому сопровождению.

Кроме того, Государственной Думой Российской Федерации были одобрены поправки к Закону о контрактной системе и Федеральному закону от 18 июля 2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», изложенные в проекте Федерального закона №711277-7.

Поправки касаются обеспечения исполнения контрактов и гарантийных обязательств по контракту, изменения его условий в части авансирования, осуществления закупок малого объема, проверки участников закупок и ряда других положений, в частности: требование обеспечения гарантийных обязательств будет правом заказчика, а не обязанностью; уменьшен допустимый минимум обеспечения исполнения контракта с 5% НМЦК до 0,5 % НМЦК; предусматривается отсутствие установленного обеспечения исполнения контракта при казначейском сопровождении расчетов. 

При казначейском сопровождении аванса по закупкам по п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона №44-ФЗ размер обеспечения исполнения контракта будут считать от НМЦК, уменьшенной на размер аванса. Также законопроектом дополняется перечень существенных условий контракта, которые можно изменить в 2020 году, а именно: допускается изменение цены, срока исполнения контракта и авансирования, если оно было предусмотрено.

Особо стоит отметить, что законопроект предусматривает специальные правила исчисления сроков для проведения закупок по Федеральному закону №223-ФЗ в дни, объявленные в 2020 году нерабочими в связи с коронавирусом. Согласно этим правилам: сроки, которые по Федеральному закону № 223-ФЗ и подзаконным актам исчисляются исключительно в рабочих днях, следует считать в календарных, а также не нужно учитывать субботу и воскресенье; последний день срока, который приходится на указанный период, нужно переносить только в том случае, если он выпадает на субботу или воскресенье.

Также, 9 апреля 2020 года свои замечания к действующей системе закупок предоставил Конституционный суд Российской Федерации, который проверил конституционность п. 2 ч. 3 ст. 104 закона о контрактной системе и признал его не соответствующим главному закону страны в той мере, в которой он позволяет включать в реестр недобросовестных поставщиков информацию о физических лицах — учредителях юридического лица (акционерного общества), которые не являются его участниками (акционерами) к моменту заключения и исполнения этим юридическим лицом контракта в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Как отметил генеральный директор СРО Ассоциации «Э.С.П.» Дмитрий Мурзинцев, подобные изменения необходимы, чтобы учесть непредвиденное влияние пандемии на исполнение договорных обязательств, а также сохранить функционирование системы закупок на всех уровнях.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *